Меню раздела


     

    Горячие новости

    27.07.2018
    Как правильно собрать ребенка в школу

    Современный ребенок проводит большую часть своего  времени в школе и за выполнением домашних заданий. Так же в последнее время стало «модным» посещение большого количества различных кружков и секций. Естественно, что процесс обучения является большим стрессом для подрастающего организма.

    Школьный возраст (6-18 лет) является важнейшим этапом социального и физического развития ребенка. В этот период организм наиболее подвержен к действию неблагоприятных факторов. Происходит формирование состояния  здоровья под воздействием факторов внутришкольной среды.

    Выделяют следующие основные факторы риска внутришкольной среды:

    • большой объем учебных нагрузок;
    • авторитарный стиль общения в школе;
    • отсутствие чередования труда и отдыха;
    • малоподвижный характер обучения;
    • нерациональное расписание;
    • нерациональные технологии обучения;
    • школьная «незрелость».

    Очевидно, что многие факторы риска силами родителей и учеников устранить невозможно. Но все же четкое соблюдение простых правил чередования труда и отдыха, соблюдение двигательного режима, ограничение чрезмерных учебных нагрузок будет способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

    Таким образом, важным в сохранении здоровья ребенка является грамотная подготовка ребенка к школе и обучению.

    Принимая решение отдавать ребенка в школу не стоит торопиться. При поступлении в школу дети проходят тест, главная цель которого выявить, готов ребенок к обучению или нет. Не стоит расстраиваться, если по результатам теста ребенок показывает не очень хорошие результаты. Это значит, что он не достиг должного уровня морфофункциональной готовности к школе. Возможно, стоит еще год подождать до поступления. В противном случае слишком ранний старт обучения может привести к социо- психологической дезадаптации, которая проявляется трудностями усвоения базовых предметов, нарушением дисциплины, конфликтности в общении со сверстниками и педагогами. В тяжелых случаях к нервно-психическим расстройствам.

    Школьный класс - это новый коллектив, где каждый ребенок это личность, со своим характером, темпераментом и потребностями. Ребенку будет легче адаптироваться, если до этого он посещал детский сад. Если малыш воспитывался на дому, необходимо организовать его досуг таким образом, чтобы у него была возможность общаться со сверстниками. Лучше, если это будет посещение кружков или секций, т.е. групп, где формируется детский коллектив.

    Необходимо заранее готовить ребенка к смене режима дня. Постарайтесь сформировать такой режим дня ребенка, который был бы максимально приближен к школьному. Пусть ребенок самостоятельно начнет выполнять свои обязанности по приведению в порядок собственной постели, рабочего места. Обучение в первом классе в белорусских школах возможно только в первую смену, таким образом, старайтесь развивающие занятия проводить утром, затем обед, послеобеденный сон, полдник и игры.

    Стоит подумать о зрении и осанке ребенка. Обучение в школе предполагает большие нагрузки на зрительный аппарат и осанку, в связи с зрительным напряжением в процессе чтения и письма, а также статичной позой за партой.

    В связи с этим надо знать  и соблюдать некоторые простые правила!

    Очень важным является организация рабочего места для выполнения домашних заданий.

    Самым правильным местом для чтения и письма является специально подобранные под ребёнка стол и стул. Ребенок должен сидеть с согнутыми ногами, касаясь пола, спина прямая, расстояние до книги 40-50 см, книга желательно должна располагаться в наклонном положении, например, с помощью специальной подставки. Для освещения лучше использовать естественный свет, если ребенок правша, свет должен падать слева и наоборот. При использовании искусственного освещения важно добиться достаточной интенсивности света, помещение не должно быть полу сумрачным, лучше избежать образования дополнительных теней в области чтения. Необходимо устраивать перерывы через каждые 30 минут чтения или выполнения домашнего задания.

    Для снятия зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительную гимнастику.

    Вот некоторые примеры упражнений:

    1. В течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.
    2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6, аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
    3. Смотреть вдаль в течение 1 минуты, затем поморгать глазами в течение 20 сек, затем «попрыгать глазками с лестницы» - двигать глазами вверх-вниз в течение 10 секунд.

    Это лишь небольшое количество примеров упражнений для зрительной гимнастики.
    Важным в сохранении осанки является покупка ранца. При покупке стоит остановить свой выбор на изделии с жесткой ортопедической спинкой, это снимет часть нагрузки с позвоночника. Сам же рюкзак должен быть сшит из легких тканей, для облегчения его веса. При этом лямки у ранца должны быть широкими. Покупать ранец нужно вместе с ребенком, чтобы примерить: дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы ребенка. Не нужно выбирать дорогой ранец, ведь ребенок растет, и рюкзак, возможно, придется менять каждый год. Абсолютно противопоказаны школьникам сумки, которые приходится носить на одной руке.

    Согласно рекомендациям врачей-ортопедов  и гигиеническим требованиям, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:

    • 1,5 кг для учащихся I -II классов;
    • 2,0 кг для учащихся III - IV классов;
    • 2,5 кг для учащихся V - VI классов;
    • 3,0 кг для учащихся VII - VIII классов;
    • 3,5 кг для учащихся IX – XI (XII) классов.

    Считается, что вес заполненного портфеля вместе с учебными изданиями и письменными принадлежностями не должен превышать 10% массы тела ребенка. Таким образом вес самого портфеля должен составлять приблизительно 500-700 граммов.

    Соблюдение рационального режима дня тоже играет немаловажную роль в сохранении здоровья школьников.  Важно чередовать умственные и физические нагрузки, что будет препятствовать чрезмерному утомлению, не стоит забывать про полноценный сон. Приемы пищи рекомендуется организовывать через каждые 3,5-4 часа.

    Не стоит садиться за выполнение домашних заданий сразу после окончаний учебных занятий, будет полезной организация отдыха длительностью 1,5-2 часа. При выполнении заданий не стоит приниматься сразу за самые сложные.  Выполнение в первую очередь более легких заданий поможет ребенку «вработаться», что даст возможность с  меньшими усилиями выполнить задания по сложным предметам.

    Стоит следить за временем, которое ребенок тратит на выполнение домашнего задания. Превышение рекомендуемого времени выполнения домашних заданий приведет к чрезмерному утомлению:

    • 1-й класс – домашнего задания нет;
    • 2 - 3-й классы – не более 1,5 часов в день;
    • 4 - 5-й классы – не более 2 часов в день;
    • 6 - 8-й классы – не более 2,5 часов в день;
    • 9 - 11-й классы – не более 3,5 часов в день.

    Движение-это жизнь! Нельзя не согласиться с этим утверждением. Физическая культура должна стать лучшим другом вашего ребенка. Она необходима для процессов гармоничного роста и развития. В условиях современного образовательного процесса физическая активность поможет ребенку переключится, расслабиться после умственных нагрузок.

    Врач-гигиенист
    отделения гигиены детей и подростков
    Государственного учреждения
    «Центр гигиены и эпидемиологии
    Ленинского района г.Минска»

    Татьяна Казак



    Поиск по сайту

    Переводчик

     
     
     
    Адрес: г. Минск, пр-т Рокоссовского 41 - а       Телефон приемной: 367-54-28       Электронная почта: sch17@minsk.edu.by
    Регистрационное свидетельство № 1141101764 от 22.06.2011